Адам (др.-евр. — человек) — первый человек на Земле, созданный Богом по Своему образу и подобию. Память в Неделю святых отец и в Неделю святых праотец.

Акафист (гр. — неседальный) — одна из форм церковного гимна, ведущая начало от песнопения в честь Богородицы. Название подчеркивает, что во время чтения акафиста не дозволяется сидеть.

Акафист (гр. — неседальный) — одна из форм церковного гимна, ведущая начало от песнопения в честь Богородицы. Название подчеркивает, что во время чтения акафиста не дозволяется сидеть.

Алексий II (Ридигер Алексей Михалович, род. 1929) Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. Епископ с 1961 года, с 1986 года — митрополит Ленинградский и Новгородский, в 1990 году на Поместном Соборе избран Патриархом. Почетный член многих зарубежных духовных академий.

Аллилуйя (др.-евр. — хвалите Бога) — краткое песнопение, часто употребляемое в богослужениях и молитвах.

Алтарь (лат. — жертвенник) — восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.

Амвон (гр. — восходить) — центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.

Аминь (с др.-евр.) — воистину, верно, бесспорно, так будет, да. Произносится в конце молитв.

Аналой (гр.) — высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.

Ангел (гр. — вестник) — бесплот существо, дух, одаренный разумо волею, посылаемый Богом на спасение людей.

Антифон (гр. — звучащий в ответ) — пение, исполняемое поочередно двумя хорами или солистом и хором.

Апостол (гр. — посланник) — богослужебная книга, включающая в себя Деяния святых апостолов, апостольские Послания и Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис). Книга разделена на отрывки для чтения во время богослужений.

Архангел (гр.) — старший ангел. Христианская традиция называет по именам троих архангелов: Михаила — верховного военачальника во вселенской войне с врагами Бога, защитника всех христиан; Гавриила — Божи-его посланника, принесшего благую весть Деве Марии, и Рафаила — ангела-целителя.



Батюшка — традиционное для православной Руси именование священника.

Библия (гр. — книги) — свод книг, составляющих Священное Писание и написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Библия делится на два отдела: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет состоит из 39 книг, написанных в дохристианские времена. Новый Завет — из 27 книг, написанных апостолами Христианской Церкви.

Благо — добро, доброе дело.

Благовест — один из видов церковного колокольного звона, отличающийся от перезвона и трезвона тем, что производится в один колокол. Благовестом верующие призываются на богослужение. Назван так потому, что уже и сам призыв в церковь есть добрая, радостная весть.

Благовещение Пресвятой Богорбдицы — один из двунадесятых (двенадцати самых главных после Пасхи) церковных праздников. Отмечается 7 апреля. В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего Ей благую весть (отсюда название) о будущем рождении Сына — Иисуса Христа.

Благоволение — доброжелательство.

Благословение — осенение кого-либо крестным знамением.

Бог — высшая духовная личность, находящаяся за пределами нашего понимания, но открывающая Себя людям через творение мира и участие в мировой истории. Он создал все живое и саму жизнь, которая продолжается только благодаря Ему.

Богоматерь, Богородица — Пресвятая Дева Мария, Мать Господа Бога нашего Иисуса Христа. Во время казни Сына Она стояла рядом с крестом. После вознесения Иисуса проповедовала вместе с апостолами Его учение. Почила в 48 году, была погребена, но затем чудесным образом взята на небо, и с тех пор предстоит пред Богом как заступница и скорая помощница рода человеческого. Православная Церковь прибегает к Ней в молитвах, славит Ее за оказанные благодеяния, в Ее честь установила многие праздники и построила множество храмов. Сохраняет и чтит Ее чудотворные иконы.

Богослужение — внешнее выражение религиозной веры в молитвах и обрядах. Ежесуточный круг православных богослужений включает в себя девять служб: вечерню, повечерие, полунощ-ницу, утреню, 1, 3, 6, 9-й часы и литургию (обедню). Кроме основных, регулярных богослужений, существует ряд служб, совершающихся по просьбам верующих (молебны, панихиды и другие), а также богослужения таинств.

Богочеловек — Иисус Христос, Сын Божий и сын человеческий.



Вера — уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Представляет собой основной признак религиозного сознания. Определяет переживания и поведение верующих.

Ветхий Завет — первая часть Библии, собрание священных книг, повествующих о дохристианской истории человечества и первом договоре (завете) Бога с людьми.

Вечерня — первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца.

Возглас — заключение молитв, громогласно произносимое священником во время богослужения и состоящее обычно из славословия Пресвятой Троицы.

Волхв — 1) мудрец, философ, звездочет (астроном); 2) колдун, чародей, знахарь, маг, волшебник. Волшебник — человек, имеющий общение со злыми духами. Обращаться к волшебникам — великий грех. За помощью можно обращаться только к Богу и Его Церкви.

Всенощное бдение — особо торжественное богослужение, совершаемое вечером накануне праздников и воскресений. В древние времена совершалось ночью и служилось до утра с небольшими перерывами (в некоторых монастырях эта традиция сохраняется).



Горнее место — место за престолом в алтаре, где установлены седалища, на которые садятся архиереи и священники во время чтения Апостола.

Господь — одно из Имен Божиих.



Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Некоторые из них имеют раз и навсегда установленные даты: Рождество Христово — 7 января, Богоявление {Крещение Господне) — 19 января, Сретение Господне — 15 февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля, Преображение Господне — 19 августа, Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа, Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября, Воздвижение Креста Господня — 27 сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря. Даты других двунадесятых праздников подвижны, они меняются в зависимости от дня празднования Пасхи: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — за неделю до Пасхи, Вознесение Господне — на сороковой день после Пасхи, День Святой Троицы (Пятидесятница). В двунадесятые праздники богослужения отличаются особой торжественностью.

Диакон — первая степень священства от времен апостольских. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения.

Достоевский Федор Михайлович (1821 —1881) — русский писатель и религиозный мыслитель. Автор множества прозаических произведений: романов, повестей, рассказов, «Дневника писателя» и других. В молодости участник революционного кружка, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной каторгой. Человек глубочайшей веры, все творчество которого проникнуто духом православия.

Дух — религиозное и философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от вещественного, материального.

Дух Святой — третье Лицо Пресвятой Троицы.



Евангелие (гр. — благая весть) — общее название первых четырех книг Нового Завета, благовествующих о жизни и учении Иисуса Христа, явившегося для спасения человечества. Авторами являются четыре апостола-евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Ектения (от гр. — усердие) — ряд молитвенных прошений, составляющих существенную часть любого церковного богослужения. Возглашается диаконом (или священником, если он служит без диакона). Каждое прошение сопровождается одним из припевов: «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

Епископ (гр. — надзирающий) — архиерей, главный пастырь епархии (см. Степени священства). Может совершать все таинства, включая таинство рукоположения во диакона и во иерея.



Жезл — символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам — епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения.



Заамвонная молитва — читается перед окончанием литургии священником, который специально для этого выходит через Царские врата и встает перед амвоном.

Завет — союз Бога с человеком, договор, завещание.

Заповеди Блаженства — даны Иисусом Христом в Нагорной проповеди: 1) Блаженны нищие духом (смиренные), ибо их есть Царство Небесное; 2) Блаженны плачущие (о грехах своих), ибо они утешатся; 3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю; 4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся; 5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; 6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят; 7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими; 8) Блаженны изганные за правду, ибо их есть Царство Небесное; 9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Евангелие от Матфея. 5, 3—12).

Заповеди Божии — десять заповедей, данных Богом пророку Моисею на горе Синай: 1) Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня; 2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой; 3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; 4) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему (со времени воскресения Христова праздноваться стал первый день недели, который так и назвали: воскресенье); 5) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле; 6) Не убивай; 7) Не прелюбодействуй; 8) Не кради; 9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10) Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исход. 20,2—17).

Звон колокольный — одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения — либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших. Звон при богослужениях бывает нескольких видов: 1) благовеет — мерные удары в один колокол; 2) перезвон — удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого; 3) двузвон — звон во все колокола дважды, в два приема; 4) трезвон — удары в несколько колоколов или во все колокола, в три приема (в три звона); 5) перебор — медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола.

Знамение — знак, явление природы или чудо, посылаемое Богом для предвещения или подтверждения чего-либо.

Знамение крестное — изображение креста движением руки для осенения себя или кого-либо.



Иерей (гр.) — священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения во иереи.

Иисус (др.-евр.) — Спаситель, Христос (гр.) — Помазанник (Божий).

Иисус Христос — Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотившийся от Святого Духа и Девы Марии. Богочеловек. Возвестил миру величайшее и самое светлое учение в истории человечества, чем вызвал раздражение и злобу фарисеев — первосвященников иудейской Церкви и иудейских законников. Был ими предан суду и погиб позорной смертью. Как человек спустился в ад, куда попадали за свои грехи все люди, начиная с Адама, но как Бог победил ад, освободив из него души тех, кто веровал в Его пришествие, и воскрес, дав всем нам надежду на спасение после смерти.

Икона (от гр. — изображение, образ) — принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из священной и церковной истории. Иконы по строго определенным правилам (канонам) пишутся красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом — особым грунтом.

Иконостас — перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе обычно располагаются в несколько рядов. Расположение икон строго определено. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева — икона Богородицы. Справа от Спасителя — храмовая икона, то есть изображение того, в честь кого освящен данный храм или алтарь (если в храме не один придел). Над Царскими вратами обычно находится изображение Тайной вечери, а на самих Царских вратах — иконы четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Второй ряд иконостаса — праздничный: в нем располагаются иконы двунадесятых праздников. Третий ряд называется деисусным. Четвертый ряд — пророческий, в нем располагаются изображения пророков. Пятый ряд — пра-отеческий, на нем изображены праотцы Ветхозаветной Церкви: от Адама до Моисея. Иконостас в совокупное

Икос (гр. — дом) — церковное песнопение, вторая часть строфы акафиста, прославляющая святого или празднуемое событие. Развивает тему, обозначенную в кондаке. Называется так потому, что пелось в домах, где проводил ночи в молитве преподобный Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (347—407) — святой (память 9 февраля, 12 февраля, 27сентября и 26 ноября), Вселенский учитель Церкви (наряду с Василием Великим и Григорием Богословом), один из величайших отцов Церкви. Знаменитый проповедник. Его «Беседы», записанные скорописцами, и до сегодня восхищают читателей глубиной мудрости, абсолютной преданностью православию и необыкновенной красотой изложения. Книги Иоанна Златоуста всегда пользовались на Руси особой любовью. Им составлен чин литургии, совершающийся в течение всего года.

Ирмос (гр. — связь, ряд) — разновидность тропаря, являющаяся образцом (моделью). Начальное песнопение каждой песни канона.



Кадило — металлический сосуд на цепочках, в котором на раскаленных углях тлеет ладан.

Камилавка (гр. — верблюжья) — головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена.

Канон — богослужебное песнопение, входящее в состав утрени. Каноны написаны святыми Андреем Критским, Космой Маюмским, Феодором Студи-том и другими отцами Церкви.

Катехизис (от гр. — наставление, поучение) — краткое изложение основ православного вероучения.

Келья (гр. — комната) — жилая комната монаха в монастыре. Иногда — маленький отдельный домик.

Клир (гр. — жребий) — совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.

Клирос — место в храме, предназначенное для хора. Обычно располагается на обоих концах солеи.

Кондак — краткая священная песнь, содержащая похвалу Иисусу Христу, Богородице, святому или празднуемому событию. Предшествует икосу. Основным творцом кондаков в истории Церкви был святой Роман Сладкопевец.

Крест — священный символ в христианстве, предмет религиозного почитания, символизирующий собою орудие казни Иисуса Христа.

Крёстное знамение — осенение себя или кого-либо крестом. При совершении знамения у православных принято соединять вместе большой, указ

Крестный ход — шествие духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и другими святынями. Совершается в особо важных случаях: по уставу, в известные праздники (например, на Пасху) или по особым поводам (например, на поля во время молений об избавлении от засухи).

Крещение — таинство, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа, — омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до крещения; возрождается в новую духовную жизнь и делается членом Церкви Христовой. Таинство это установлено Самим Иисусом Христом. Он освятил крещение собственным примером, крестившись у Иоанна Крестителя, а потом, по воскресении Своем, дал повеление апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Евангелие от Матфея. 28, 19).
Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения может совершаться над человеком только один раз.

Купол — самая верхняя часть храма, завершающаяся крестом. Куполов на храме бывает неодинаковое число: один — в честь Единого Главы Церкви — Христа; три — в честь Святой Троицы; пять — в честь Христа и четырех евангелистов; семь — в напоминание о семи таинствах и семи Вселеских Соборах; тринадцать — в честь Христа и двенадцати апостолов.



Лавра (гр. — улица, поселок) — крупный и важный по своему положению православный мужской монастырь. В настоящее время на территории России две лавры: Троице-Сергиева в Сергиеевом Посаде под Москвой и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Еще две лавры: Киево-Печерская и Почаевская — находятся на территории Украины.

Ладан — благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов или ароматических растений, употребляемая в храме для каждения.

Лесков Николай Семенович (1831— 1895) — русский писатель. Особое место в его творчестве занимают произведения, посвященные православной тематике: роман «Соборяне», рассказы «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «На краю земли» и другие. Писал ярким, красивым и очень своеобразным языком. Не был в достаточной степени понят и оценен современниками, считавшими Лескова архаичным — отставшим от времени, которое наполнялось духом перемен и разрушения. Устав от непонимания и уступая пагубным требованиям времени, Лесков в конце жизни написал несколько недоброжелательных очерков о священнослужителях. Однако эти произведения не добавили писателю славы.

Лития (гр. — усердная молитва) — часть всенощного бдения, иногда (в случаях общественных бедствий или воспоминаний о них) может служиться вне храма, соединяясь с молебном или крестным ходом. Для моления об умершем установлен особый род литии: она входит в состав панихиды, но может служиться самостоятельно как краткое заупокойное богослужение.

Литургия (гр. — общее дело) — самое главное богослужение Христианской Церкви. Установлена Самим Иисусом Христом на Тайной вечери. Центральным моментом литургии является таинство евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Любовь — религиозно-нравственная сущность христианства — религии, где Бог, принеся в жертву за грехи человеческие Своего Сына, явил Себя как любовь: «Бог есть любовь» (Первое послание Иоанна. 4, 8). Христос говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Марка. 12, 30-31).
И еще: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, какЯ возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу (жизнь) свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна. 15,12—13). А вот что говорит апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал (металлические тарелки) звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя бы и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (Первое послание к Коринфянам. 13, 1—8). Любовь христианская — сложное явление, состоящее из жалости, благоговения, благодарности, стыда, терпения, милосердия, желания творить добро и других добродетелей. Призывая Своих последователей и учеников к любви и великодушию, Христос говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея. 5, 44). Объясняя эти слова, святой Филарет, митрополит Московский, подчеркивал, что речь здесь идет только о врагах и обидчиках личных, и призывал прощать врагов личных, врагов Отечества — сокрушать, а врагов Господних — гнушаться.



Миряне — рядовые верующие.

Митра (гр.) — богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.

Митрополит — архиерей очень крупной церковной области.

Молитва — обращение человека к Богу, Богородице или святым.

Молитва Господня — молитва, которую рую Сам Господь Иисус Христос дал Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь (Евангелие от Матфея. 6, 9-13).

Молитва Иисусова — молитва Иисусу Христу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Молитвенное правило — ряд молитв, ежедневно читаемых христианином.

Монастырь (гр. — келья отшельника) — община монахов, совместно проживающих в соответствии с определенными правилами и нормами, предписанными Церковью и монастырским уставом.

Монах (гр. — одинокий) — человек, отказавшийся от мирской жизни ради служения Богу и давший обеты целомудрия, нестяжания и послушания.

Мощи — останки тел святых Христианской Церкви, сохраняющиеся нетленными.

Мученик — святой, принявший мучения и смерть за веру в Иисуса Христа.



Нагорная проповедь — проповедь Иисуса Христа о блаженствах (см. Заповеди блаженства), в которой выражена сущность Нового Завета и его отличие от Ветхого Завета. Произнесена была на горе, неподалеку от Галилейского озера вслед за призванием двенадцати апостолов.

Надежда — уверенный взгляд в обещанное Богом будущее, которое наступит вслед за концом мира. Помогает христианину уберечь себя от уныния и отчаяния и среди самых тяжелых житейских испытаний сохранять в душе любовь и радость.

Назарянин — житель Назарета. Это прозвище в уничижительном смысле евреи прилагали к Иисусу Христу как к происходившему из маленького, презираемого городка. «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Евангелие от Иоанна. 1, 46.)

Новый Завёт — вторая часть Библии, собрание священных книг, в которых излагается вся история возникновения Христианской Церкви, а также основы ее вероучения, составляющие собственно новый договор (завет) Бога с людьми.



Обедня — народное название литургии, происшедшее от слова «обед» (литургия совершается до обеда).

Облачение — название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.



Паремии (гр. — притча) — богослужебные чтения из Священного Писания, имеющие отношение к празднику: содержат в себе или пророчества о празднуемом событии, или объяснение его смысла, или похвалу празднику. Читаются на вечернем богослужении.

Пасха (гр. — страдать; др.-евр. — прохождение) — Светлое Христово Воскресение, главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, установленный апостолами. Поскольку во времена Христа в Иудее существовал не такой календарь, как у нас, а лунный (связанный с 28-дневными циклами Луны), дату празднования Пасхи приходится ежегодно изменять, согласовывая ее с лунными циклами. Согласно постановлениям Вселенских Соборов, христианскую Пасху положено праздновать: после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта), в воскресенье и (обязательно!) после еврейской пасхи (праздника Песах). Русская Православная Церковь строго выполняет это требование. Поздравляя друг друга: «Христос вос-кресе!» — верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, связан с именем святой Марии Магдалины. К пасхальным обрядам относится также благословение артоса, сыра (творога) и яиц как пищи, которую после долгого поста с этого времени можно вкушать.

Пост — время усиленного обращения к Богу с покаянной молитвой. По церковному уставу во время поста следует воздерживаться от употребления скоромного: мяса, молочных продуктов, яиц, а иногда и рыбы. Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные — по средам и пятницам в течение всего года (за исключением сплошных седмиц и Святок), в Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) — 18 января, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и в день Воздвижения Креста Господня — 27 сентября. К числу многодневных постов относятся: Великий, Петров (их сроки зависят от дня празднования Пасхи), Успенский (с 14 по 27 августа) и Рождественский, или Филипповский (с 28 ноября по 6 января).

Православие — единственное исповедание христианской веры, которое хранит учение Христа и апостолов неизменно, в том виде, в котором оно изложено в Священном Писании, Священном Предании и древнем Символе веры Вселенской Церкви.

Причащение — таинство, в котором верующие причащаются истинных Тела и Крови Христовых и таким образом соединяются со Христом.

Причт — состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие).

Псалом (гр. — песнь) — священная песня Ветхого Завета, входящая в состав Псалтири.

Псалтирь — сборник священных песней Ветхого Завета, большая часть которых составлена святым пророком Давидом. Содержание Псалтири богато и разнообразно: в ней всякий может найти именно то, что соответствует состоянию его души. Есть в ней и пророчества о Христе, и учение веры, и учение нравственности. В православном богослужебном и молитвенном обиходе все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм. Кафизмы читаются на всяком богослужении, так что вся Псалтирь прочитывается за неделю, а Великим постом — по два раза за неделю. Псалтирь служит источником многих богослужебных молитв. Наконец, существует благочестивый обычай читать Псалтирь в память об умерших. Чтение Псалтири во все времена считалось делом в высшей степени душеполезным и угодным Богу.

Пушкин Александр Сергеевич (1799— 1837) — великий русский поэт. Автор множества стихотворных, прозаических и драматических произведений. В юношеских стихотворениях допускал вольности по отношению к важнейшим религиозным вопросам, однако с наступлением поры полного расцвета сил легкомыслие прошло, и Пушкин явил себя миру как человек глубокого религиозного сознания. Умер он, как и подобает настоящему христианину: исповедавшись, причастившись и простив всех своих обидчиков.



Рождество Христово — двунадесятый праздник, отмечается 7 января в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. К достойному празднованию Рождества верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под названием Рождественского, или Филипповского. День перед праздником проводится в особо строгом посте и называется сочельником, или со-чевником, так как по уставу церковному в этот день дозволяется употреблять в пищу лишь сочиво — хлебные зерна, размоченные водой. По обычаю православных христиан, до вечерней звезды в этот день вообще ничего не едят.

Русская Православная Церковь — самая крупная из Православных Церквей. Возникла после принятия'христи-анства на Руси в 988 году. Длительное время находилась в зависимости от Константинопольского патриархата. В середине XV века обрела самостоятельность. В 1589 году в России было учреждено патриаршество, просуществовавшее до 1721 года, когда для управления Церковью Петром I был образован Священный Синод во главе с обер-прокурором. В 1917 году на Поместном Соборе патриаршество было восстановлено. Является самым авторитетным и самым значительным по числу приверженцев религиозным объединением в России. Имеет епархии за рубежом во многих странах мира.



Святки («Святые дни») — 12 дней от праздника Рождества Христова (7 января) до праздника Крещения (19 января), установленные в воспоминание о рождении и крещении Господа нашего Иисуса Христа. В «Святые дни» воспрещен пост, коленопреклонения, совершение таинства брака.

Святые — благочестивые христиане, угодившие Богу своей земной жизнью и причисленные Церковью к лику святых (см. Канонизация). Святым присваиваются разные названия: праотцы, пророки, апостолы, равноапостольные, мученики, великомученики, священномученики, преподобно-мученики, страстотерпцы, исповедники, святители, бессребреники, чудотворцы, столпники, юродивые, блаженные и праведные.

Священное Писание — общее название книг, входящих в Библию и признаваемых Церковью богодухновенными, то есть написанными под сверхъестественным воздействием Святого Духа и являющимися Словом Божиим, а не человеческим (см. Библия).

Седмица (от слав. — семь) — церковное название семи дней, обычно именуемых неделею (неделей в церковном календаре называется день воскресный). Начинается в субботу вечером.

Символ веры — краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на Первом и Втором Вселенских Соборах. Тот, кто не принимает хотя бы одну из этих истин, не может считаться православным христианином. Весь Символ веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится одна из истин — один из догматов веры:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденна го прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки гряду-щаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущаго века. Аминь.

Спаситель — одно из именований Иисуса Христа, подарившего людям надежду на спасение души после окончания земной жизни.

Степени священства — установленные апостолами три степени священной иерархии: диаконская, пресвитерская (священническая) и епископская.
Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. Служение диакона украшает службу, но не является обязательным — священник может служить и один. Диакон из монашествующих называется иеродиаконом. Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом (или архидиаконом, если он из монашествующих).
Пресвитеры (священники, по-гречески — иереи) при рукоположении получают благодать совершать богослужения и таинства (кроме таинства рукоположения новых священников). Старшие иереи называются протоиереями. Священники-монахи называются иеромонахами, старшие среди них — игуменами, а самые старшие — архимандритами.
Епископы (архиереи) получают высшую степень благодати. Епископы равны между собой по степени благодати, но по своим административным обязанностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов. Архиереи, кроме совершения всех богослужений, могут рукополагать диаконов и пресвитеров, освящают миро, антиминсы, храмы; управляют церковными делами во вверенных им епархиях. В современной церковной практике кандидатов в епископы выбирают исключительно из монашеского звания, а рукоположение во епископы совершается несколькими епископами.



Таинство — священнодействие, в котором на человека невидимо, тайно действует особая благодать Божия. Всего церковных таинств семь: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, елеосвящение, брак, священство.

Троица — богословский термин, выражающий сложнейшее содержание христианского понятия о Боге, как об Отце, Сыне и Святом Духе — о трех ипостасях Единого Существа (см. Символ веры).

Тропарь — краткая песнь, прославляющая Господа Иисуса Христа, Богородицу или святых.



Хомяков Алексей Степанович (1804— 1860) — русский философ, богослов, поэт и драматург. Один из главных идеологов славянофильства.

Христа Спасителя Xрам — воздвигнут в 1839—1883 годах на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля в память Отечественной войны 1812 года. Архитектор К.А. Тон. В оформлении принимали участие крупнейшие художники и скульпторы XIX века: П.К. Клодт, Ф.П. Толстой, В.В. Верещагин, В.М. Васнецов, В.И. Суриков, К.Е. Маковский и другие. В 1931 году храм был взорван. На его месте сначала предполагалось воздвигнуть гигантский Дворец Советов, затем был построен открытый плавательный бассейн. В настоящее время храм восстановлен.



Церковно-славянский язык — язык, на который в IX веке был сделан перевод Священного Писания и богослужеб-

Церковь — сообщество единоверцев, верующих во Христа, который и является главой Церкви. Церковь включает в себя как живых, так и усопших христиан.

Церковь — храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол.



Чайковский Петр Ильич (1840—1893) — русский композитор. Автор опер, балетов, симфоний, концертов и множества

Чудо — непостижимое событие, вызванное волей Божией и нарушающее известные человеку законы природы.